Что такое функциональная грамотность?
Документы | |
План формирования функциональной грамотности в МАОУ «СОШ № 29» на 2022-2023 уч.г. |
Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик – индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.
Какой он – школьник с развитой функциональной грамотностью?
- успешно решает разные бытовые проблемы;
- умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
- использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
- выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Как проверяется уровень функциональной грамотности?
На сайте Российской электронной школы в специальном разделе помещены контрольно-измерительные материалы для проверки компетенций школьников. Учителю и ученикам необходимо зарегистрироваться на платформе. Педагог размещает мероприятие, которому присвоен уникальный код. Учащимся необходимо ввести свой индивидуальный код, чтобы войти на страницу с заданиями. На выполнение отводится определённое время. Часть вопросов подразумевает выбор правильного ответа. В некоторых заданиях необходимо дать развёрнутый ответ, который потом проверяется экспертом-учителем.
Какие есть виды функциональной грамотности?
Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.
Читательская грамотность |
способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
Естественно-научная грамотность |
способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства |
Математическая грамотность |
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
Финансовая грамотность |
включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков. Акцент делается на конкретные повседневные ситуации решения личных и семейных финансовых вопросов |
Креативное мышление |
способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания и эффектного выражения воображения |
Глобальные компетенции |
многогранная цель обучения. Развитая в этом направлении личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия |
Формирование функциональной грамотности учеников – задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.